Подготовила и провела воспитатель: Шейхбаева Л.Ш Дата проведения:28.04.2023
Возрастная группа:4-5 лет.
Цель: Выявить уровень знаний детей по математике и развитию речи на конец учебного года.
Задачи: Обучающие: «Познавательное развитие» Продолжать учить детей уравнивать неравные группы предметов двумя способами, отражать результаты сравнения в речи: поровну, столько - сколько. Закрепить навыки ориентировки в пространстве, умение соотносить форму предмета с геометрическими фигурами (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Упражнять в установлении размерных соотношений предметов по высоте, располагая их в убывающей последовательности, обозначая результаты сравнения словами: самое высокое, пониже, еще ниже, самое низкое; в количественном и порядковом счете в пределах 5. Расширять временные представления (время года, месяцы, дни недели, части суток). Развивать внимание, мышление, память, интерес к математике. «Речевое развитие» Закреплять умение обобщать предметы по общему признаку; различать на слух звуки, выделять первый звук в слове, называть слова с заданным звуком. Воспитывать умение работать в коллективе, понимать и самостоятельно выполнять задание воспитателя; доброе отношение к окружающим и чувство оказания помощи. Развивать и расширять объем словаря, диалогической речи, речемыслительной деятельности дошкольников. Развивающие: - развивать логическое мышление, память, внимание. Воспитательные: -развивать связную речь детей; развивать фонематический слух детей. - развивать умение детей прислушиваться к мнению других, внимательно слушать вопросы воспитателя и ответы друг друга. Воспитывать умение работать в коллективе; воспитывать навыки сотрудничества в игре; воспитывать навыки самостоятельности.
Демонстрационный материал: Картинки с иллюстрациями, елочки, грибочки. Игрушки - мяч, грузовик, матрешка, пирамидка, кубик. Фланелеграф, геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник. Конверт с заданиями волшебный сундук с угощениями.
Ход НОД: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, маленький дубок! Мы живём в одном краю- Всех я вас приветствую!
Воспитатель: Доброе утро, ребята. Сегодня в этот прекрасный, солнечный день хочу предложить вам отправиться в приключение. К нам уже спешит наш гость. Отгадай те загадку, вы сразу справитесь с этой задачей. (Загадка про Буратино). Это что за странный - человечек деревянный? На земле и под водой Ищет ключик золотой, Всюду нос сует он длинный… Кто же это?
Дети: Буратино. Воспитатель: Ну, конечно же, это Буратино! Как вы быстро отгадали загадку. Буратино пришел к нам попросить помощи. Надеюсь, вы все помните сказку обо нем.
Дети: Конечно, помним. Воспитатель: Жили – были куклы в театре у Карабаса Барабаса, и вот однажды, на их представление, пришел он. Любопытный, деревянный мальчик, с длинным носом и помог освободиться от жестокого и грубого Карабаса Барабаса. С помощью чего я освободил всех кукол Буратино?
Дети: С помощью золотого ключика.
Воспитатель: Но, приключилась беда. Хитрые: Кот Базилио и Лиса Алиса обманом отобрали ключик у Буратино. И теперь нам с вами надо помочь вернуть золотой ключик Буратино и его друзьям. За каждый правильный ответ вы будете получать часть ключика. Но чтобы вернуть ключик, нам надо решить несколько заданий. На нашем пути будут возникать разные препятствия, но я знаю, что мы с ними справимся. Весь учебный год мы с вами занимались, узнали много нового и интересного, и нам не страшны никакие, даже самые сложные задания. В путь!
Задание 1. Разминка. На это задание отвечать нужно быстро и правильно, чтобы не подвести Буратино. Какое сейчас время года? Какой весенний месяц сейчас идет? Какой сегодня день недели? Сколько пальцев на руке? Сколько солнышек на небе? Какие дни недели мы называем «рабочими»? Сколько солнышек на небе ночью? Какие дни недели мы называем «выходными»? Назови все дни недели? Какой день недели идет за понедельником? Сколько всего дней недели? . Воспитатель: Молодцы, вы справились с заданием и за это получаете первую деталь ключа. ( Выкладываю на доске)
Задание 2. Игра «Сравним предметы». сравнение предметов по разным величинам.
Воспитатель: Посмотрите и скажите, что делают заяц и черепаха?
Дети: Идут по дорожкам. Какую дорожку выбрал заяц? Дети: Узкую. А черепаха? Дети: Широкую. Как вы думаете, кто из зверей доберется до конца дорожки первым? Дети: Заяц. Почему? Дети: Черепаха ползает медленно, а заяц бегает быстро.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим на следующую картинку с деревьями, что мы можем сказать об их величине?
Дети: Они разные по высоте. Одно дерево? Дети: Высокое. А другое? Дети: Низкое.
Воспитатель: Давайте рассмотрим еще картинку с деревьями. У высокого дерева ствол, какой?
Дети: Широкий. У низкого дерева ствол, какой? Дети: Узкий.
Воспитатель: Рассмотрим еще картинку. А что выше солнышко или облако? Дети: Солнышко. А как вы думаете, какая часть суток изображена на картинке? Дети: День. Почему вы так думаете? Дети: Солнце на небе высоко.
Воспитатель: Хорошо справились. За это мы получаем вторую часть ключика. (Выкладываю на доске). Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнем. Выходите на физкультминутку.
Физкультминутка «Буратино».
Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Задание 3. Назови одним словом Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, что на ней изображено одним словом. Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты). - Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель). - Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные). - Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья). - Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки). - Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь). - Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые). - Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт). Воспитатель: Хорошо справились и за это мы получаем третью часть ключика.
Задание 4.Игра «Давайте посчитаем». (закрепление названий цифр натурального ряда, количественный и порядковый счет). Воспитатель: Вызываю 5 детей, раздаю карточки с цифрами от 1 до 5. Детям предлагается встать по порядку, в соответствии с теми цифрами, которые им даны. Устный и порядковый счет в пределах 5, (лошадь, тигр, матрешка, грузовик, мяч).
Воспитатель: Посчитайте сколько игрушек и назовите их. Спрашиваю 2 -3 детей индивидуально. Какой по счету стоит грузовик?
Дети: Второй. Какой по счету стоит матрешка? Дети: Четвертая. Какая игрушка стоит на пятом месте? Дети: пирамидка Какая игрушка стоит на третьем месте? Дети: Мяч. Какой по счету кубик?Первый
Воспитатель: А сейчас отгадайте математическую загадку. Задача в стихах. Ежик по лесу пошел, на обед грибы нашел. Два под березой, один под осиной. Сколько грибов у ежика в корзине? Дети: Три.
Воспитатель: Справились, и вы получаете четвертую часть ключика. выкладываю на доске.
Задание 5. «Игра со звуками»
Воспитатель: Ну вот мы дошли до следующего задания. Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика(з-з-з), песенку жука(ж-ж-ж), песенку ветра(ш-ш-ш), песенка насоса (с-с-с). - Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите: • Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор; • Песенку жука (Ж) - живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик; Песенку ветра (Ш) - шапка, шуба, конфета, шишка, машина; «Подскажи словечко» Воспитатель: Здесь для вас приготовили задание. Я сейчас вам буду читать фразы, а вы должны ее закончить. Я весь день ловлю жучков, Уплетаю червячков. В теплый край не улетаю, Здесь под крышей обитаю. Чик-чирик! Не робей! Я бывалый ... (воробей) Скоро вечер, посмотри – Загорелись... (фонари) А рядом бегемотики Схватились за ... (животики) Не послушал зайка папу – Отдавили зайке ... (лапу) А возле этой елки Бродили злые ... (волки) Долго, долго крокодил Море синее ... (тушил) Солнце светит очень ярко Бегемоту стало ... (жарко) Часто к озеру напиться Ходит рыжая ... (лисица) Би-би-би! Гудит машина, - Не поеду без ... (бензина) Воспитатель: Справились, и вы получаете пятую часть ключика. выкладываю на доске
. Воспитатель: - Отлично справились с заданием..Следующее и последнее задание у нас за столами ,но прежде чем выполнять сделаем с вами пальчиковую гимнастику. Жили-были гномики В расчудесном домике. (Ладони сложены в виде крыши) Папа-гном дрова рубил, (Ребром кисти ударяем о ладонь) Гном-сынок их в дом носил, Мама-гномик суп варила, Дочка-гном его солила, (Пальцы сложены в «щепотку») Гномик-бабушка вязала, (Имитируем вязание на спицах) Гномик-тетушка стирала, Дед – окошко открывал, Всех знакомых в гости звал!
Задание 6. Игра «Елочки, грибочки».
Воспитатель: Посмотрите, что у нас на столе. Дети: Елочки и грибочки Выложите на верхнем ряду 5 елочек. В нижнем ряду выложите 4 грибочка. Сколько вы выложили грибочков? Дети: Четыре. Что можно сказать о количестве грибов?
Дети: Их на 1 меньше, чем елочек. На сколько елочек больше, чем грибочков?
Дети: На одну. Что надо сделать, чтобы елочек и грибочков стало поровну? Дети: Добавить один грибочек или убрать одну елочку. Игра «Что где стоит». На доске выложены геометрические фигуры Вопросы к детям: Что изображено на картинке? Дети: Геометрические фигуры. Где расположен квадрат? Дети: Посередине. Где расположен многоугольник? Дети: В правом верхнем углу. Где расположен круг? Дети: В нижнем левом углу. Где находиться овал? Дети: В левом верхнем углу. Где расположен треугольник? Дети: В правом нижнем углу. Воспитатель: А теперь попробуйте сами. Выложите квадрат посередине. В правом верхнем углу – круг. В левом нижнем углу – овал. В левом верхнем углу – треугольник. В правом нижнем углу – прямоугольник.
Воспитатель: Молодцы, справились со всеми заданиями. А вот и последняя часть ключика. Воспитатель: Ребята, давайте превратимся в маленьких волшебников. Прочитаем волшебные слова. Накрываю платком (выложенный детьми ключик) произносим вместе с детьми волшебные слова « Крекс - пекс – фекс» и нарисованный ключик превращается в настоящий. Воспитатель: Ребята, а что Буратино открыл золотым ключиком?
Дети: Дверь.
Воспитатель: Да, правильно.А где находится эта дверь?
Дети: В каморке Папы Карло, за нарисованным очагом.
Воспитатель: А давайте мы тоже с вами поищем в вашей группе очаг. Может быть, мы тоже найдем его и откроем золотым ключиком – волшебный замок. ( За очагом стоит сундук с игрушками для театра, дети разбирают игрушки, а под ними в коробочках угощение - конфеты). Воспитатель: Чем мы сегодня занимались?
Дети: Выполняли задания. Повторили счет до пяти, геометрические фигуры, ориентирование в пространстве (посередине, в правом углу, в левом углу… ) . Закрепили величины и длину. Кому мы помогали? Дети: Буратино. Понравилось путешествие? Дети: Да. Вы очень хорошо постарались, стравились со всеми заданиями. Вы Молодцы!