Конспект НОД по патриотическому воспитанию в средней группе «Возрождение традиционных семейных ценностей русского народа» Подготовила: воспитатель Шейхбаева Л.Ш Цель: Приобщение детей к истокам семейной культуры и старинным традициям, помочь понять, что все традиции в семье идут из прошлого. Задачи: Развивающие: - средствами нравственно-патриотического воспитания развивать интеллект ребенка, формировать образно-наглядное мышление, творческие способности, -прививать элементы самостоятельности, навыки взаимоотношений с взрослыми и сверстниками; - развивать интерес к семейным традициям и промыслам, - развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Обучающие: - приобщать детей к духовно-нравственной традиции русского народа, -формировать представление о прошлом нашей Родины, - расширять и углублять представления детей о предметах быта и их использовании, о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. - закреплять навык использования нетрадиционных методов рисования: с использованием штампов, ватных палочек, кисточки. - обогащать словарный запас существительными: оберег, колыбелька, чугунок, сундук; Определениями: старинный, стеклянный, деревянный, расписной, узорчатый, колыбелька, этажерка. Разучивание пословиц, поговорок, частушек. Воспитательные: Воспитывать доброжелательность, уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору, вызывать желание следовать тому, что достойно подражания. Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой, камень с надписью. Атрибуты русской избы: чугунок, самовар, сундук, прялка, русская рубашка, рушник, колыбелька, кукла, игрушки и посуда древних славян; уголек, зернышки, монетки, палитры с гуашью (желтая, красная, зеленая, синяя); баночки с водой, штампы, ватные палочки, кисти, влажные салфетки. Предварительная работа: Чтение художественной литературы. Рассматривание фотографий и иллюстраций одежды, домашней утвари и обихода, разнообразие стола, игрушки. Рассматривание русских узоров, орнаментов. Ход занятия: Дети входят в групповую комнату. звучит русская народная мелодия, дети входят в группу). Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, образуем хоровод. Покажите свои ладошки. Потрите их друг о друга. Что вы чувствуете? (ответ детей -Тепло) Это тепло добрых рук и добрых душ. Мы предлагаем свое тепло, свои ладоши друзьям и говорим: Утро настает, Солнышко встает. Мы собираемся, В добрый путь отправляемся. Друг на друга поглядим, Про себя проговорим: “Кто у нас хороший? Кто у нас пригожий? Дети поочередно называют друг друга ласковыми словами. Воспитатель. Мне очень приятно, что вы такие ласковые, добрые, умные ребята. С такими детьми и беседовать интересно. Присаживаемся на стульчики. Ребята, сегодня мы с вами совершим путешествие во времени, мы перенесёмся в прошлые времена. А вы знаете, что такое прошлые, древние времена? Это времена, когда не было ещё на свете ни вас, ни ваших родителей, ни даже ваших бабушек и дедушек. А для этого закрываем глаза и считаем до трех. Вот мы и попали в прошлое. Ребята, как называется наша страна, в которой мы живём? (Россия). А в древние времена она называлась не Россия, а Русь, древняя Русь, и люди, жившие в ней, назывались русичи. Сегодня мы перенеслись в Древнюю Русь. Демонстрация картинки старинной русской одежды. Воспитатель: Это старинная русская одежда. В древние времена люди одевались совсем не так, как в наши времена. Давайте посмотрим, что же носили русичи? Дети:- Русская рубашка, сарафан . Воспитатель: - Правильно. Это старинная одежда. Посмотрите, какая красивая рубашка, обратите внимание, она украшена разными орнаментами. А когда носили такую рубашку? Дети:- В старину. Воспитатель: - Да, этот рубашка из далекого прошлого. Мы сейчас живем, в России. А кто знает как нашу матушку Землю можно назвать по другому? Ответы детей: Русь белоствольная, Русь синеокая, Русь златовласая. А хотите узнать, что еще интересного было в те времена. Какие обычаи существовали на нашей русской земле? Дети:- Да! Дети проходят в зону «изба». Воспитатель: - Вот мы и пришли. Дети куда мы попали? Дети:- В избу. Воспитатель: Здесь стоят самовар, печка, деревянная посуда, сундук и т.д.Ребята, хотите узнать, что же в избе было самым главным? Тогда отгадайте мою загадку: Летом спит, Зимой горит, Рот открывает, Что дают – глотает (печь) Демонстрация макета «Русская печь» Воспитатель: Вспомните, в какой сказке есть упоминание о русской печке? Демонстрация картинки из сказки «Гуси -лебеди» Воспитатель: Печь — это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Как встанет поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица. Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев? В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Но для того, чтобы приготовить в печке еду, нужна была специальная посуда. Послушайте ещё одну загадку: Что хозяйка в печку ставит, Кто из вас, ребята, знает? (чугунок) Демонстрация чугунка . Воспитатель: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился. Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку. Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит – отдаёт, А сам в угол идёт (ухват) Воспитатель: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей. Послушайте ещё одну загадку: Выпускает жаркий пар Древний чайник… (самовар). Воспитатель: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. Воспитатель: А какую красивую деревянную посуду делали в старину! Чем, по вашему мнению, хороша деревянная посуда? (Лёгкая, удобная, не бьётся.) А как можно использовать деревянную посуду? (Кушать из неё, играть ею.) А ещё русские люди издавна обратили внимание на то, какой приятный звук издают деревянные ложки. И стали их использовать как музыкальный инструмент. А еще все дети в старину любили разные игры, как и мы с вами. Предлагаю поиграть в одну из них. П/и «Жмурки с колокольчиком» Цель: развлечь детей, способствовать созданию у них хорошего, радостного настроения. Ход игры: Одному из детей дают колокольчик. Двое других детей – жмурки. Им завязывают глаза. Ребенок с колокольчиком убегает, а жмурки его догоняют. Если кому-то из детей удается поймать ребенка с колокольчиком, то они меняются ролями. Поиграли ,а теперь что еще есть в нашей избе. А вот и прялка тоже деревянная. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению. Вы знаете поговорки о прялке, расскажите их. Дети:- Без прялки – не пряха, Без иглы – не портной! Чтоб рубаху нам соткать, Надо пряжу намотать! Игра «Продолжи пословицу» -В гостях хорошо,…… а дома лучше. - Не красна изба углами,………. а красна пирогами. - Каково на дому,…………… таково и самому. - Когда семья вместе…….. и душа на месте. - Всякой матери……………. своё дитя мило. - Мать кормит детей,………….. как земля людей. - Семья – это…………… семь Я. . Воспитатель:- Молодцы ребята. Путешествуем дальше. - Посмотрите у нас в колыбельке ребенок. Это маленькая девочка. Ребенок, достает из колыбельки куклу. Воспитатель: - Она только сегодня родилась, поэтому и плачет. Софийка, покачай её. А мы споём ей колыбельную песенку. Раньше, тоже мамы детям пели колыбельные песенки. Дети поют песенку. Воспитатель: - С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Какие вы знаете старинные имена? Дети предлагают имена. ( Иванушка, Алёнушка, Евдокия, Федора, Агафья) Воспитатель: - Молодцы, вы много имен знаете, но остановимся на одном. Девочку нашу назовем - Аленушкой. - Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, её все будут называть ласково Аленушка. А когда она вырастет, то её уже будут называть Алена. Мы растем, и имя наше растет. - А вы знаете, что обозначает имя Алена? Дети высказывают предположения. Воспитатель: - Это имя обозначает алая, красивая. Так звали богиню утренней зари — Алёна. Родители, когда называли таким именем, хотели чтобы, когда Аленушка выросла, она была красивой, доброй, покладистой и бережливой, жизнерадостной и счастливой. Дети, посмотрите, здесь для Аленушки приготовлены вещи, что же это? Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки. Дети: - Уголек, зернышки, монетки. Воспитатель: - А кто знает, зачем нашей Аленушке эти вещи. Давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали . Воспитатель кладет уголек: - Когда клали уголек, говорили - привыкай к домашнему теплу. - А, когда клали зернышко, говорили, будь всегда сыт. - Когда клали монетку - будь всегда богат. И в наше время, многие люди купа я своего ребёночка впервые, кладут какую- нибудь вещь и приговаривают слова. Воспитатель:- Дети, а что же потом делали с ребеночком? Дети:- Одевали. Воспитатель:- А во что одевали ребеночка? Дети:- В рубашку. Воспитатель:- Правильно. А где хранили одежду? Дети: - В сундуке. Воспитатель: - Конечно, в сундуке. В нашей горнице тоже есть сундук. А на нем приспособление для замка. А для чего замок? Дети:- Чтобы запирать сундук. Воспитатель: - Да, хозяева запирали сундук, чтобы ничего не пропало. Это хорошо. А иногда и плохо, что есть замок. Почему? Дети:- Можно потерять ключ – тогда не достанешь вещи. Замок может сломаться. Воспитатель: - Ребята, а крышка у сундука – это хорошо? Дети:- Хорошо. Вещи не будут пылиться. Не будет видно, что лежит. Воспитатель: - Но иногда и плохо, что есть и крышка у сундука. Почему? Дети:- Можно прихлопнуть палец. Воспитатель: - Правильно. Сейчас в наше время сундуков нету, а стоят шкафы с дверями. - поэтому мы сейчас аккуратно и осторожно откинем крышку нашего сундука и посмотрим, что в нем лежит. Это русская рубашка и рушники. Раньше одежду и белье шили изо льна. В старину лён считался лечебным материалом, одежда изо льна экологически чистая, тело в ней «дышит». Теперь мы понимаем, что когда одевали ребеночку льняную рубашку, родители хотели, чтобы малыш вырос здоровым. Рассмотрите внимательно рубашку. Почему она кажется нам такой нарядной? Да, она украшена узорами. По народному поверью узоры не только украшали одежду, но и служили оберегом, защитой от злых сил. Послушайте, как звучит слово «оберег» от слова «оберегать». Узоры – обереги располагались в определенных местах: на рукавах оберегали руки, сохраняли силу, ловкость. Узоры на горловине оберегали легкие и сердце, по низу – не давали злой силе подобраться снизу. У нашей Аленушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ей в подарок? Дети высказывают предположения. Воспитатель: - Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Аленушки – и не простой подарок, а настоящий оберег, чтобы он оберегал её от бед? Придумаем обережные узоры для сарафанчика Аленушки и подарим их. Давайте пройдем в мастерские, у нас для этого есть все необходимое. Перед тем ,как мы начнем работать сделаем пальчиковую гимнастику. "Моя семья" Знаю я, что у меня Дома дружная семья: Это – мама, Это – я, Это – бабушка моя, Это – папа, Это – дед. И у нас разлада нет. Воспитатель: Вот мы и пришли в наши мастерские. А вы знаете, чем рисовали в старину? - Угольками. Перышками. А мы будем рисовать с помощью штампов, кисточек, ватных палочек. Создавая оберег, выберите, какие элементы вы хотите использовать для узора.В старину украшали одежду, рушники, и другие предметы быта различными веточками, ягодками, кустиками, цветами. Веточки и кустики ласково называли травкой, а иногда мастера рисовали травку так, будто все листочки и травинки превращались в завитки. Какие мы уже знаем с вами элементы народной росписи? Ответы детей: это прямые и волнистые линии, точки, кружки. Дети самостоятельно рисуют узоры. (Звучит русская народная мелодия) Рассмотрите эти узоры, сейчас мы с вами придумаем красивые обережные узоры для сарафанчика Аленушки. Вы можете использовать образец. Воспитатель рассаживает детей за столы, напоминает об осанке за работой, помогает детям. - Ты с чего начнешь работать? Каким цветом будешь расписывать? и т. д. Дети рисуют под музыку узоры. Воспитатель: - Ребята, давайте все вместе рассмотрим наши работы. Дети объясняют, какие средства они использовали, какие цвета, и формы они использовали. После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает за аккуратность и т. п. Воспитатель: - Дети, можно дарить такие подарки, они вам нравятся? А теперь давайте подарим, Алёнушке наши подарки и пусть каждый пожелает ей что-нибудь. Воспитатель: Спасибо, ребята, вы все сегодня хорошо поработали, и получите сладкий гостинец. Мы ребята-дошколята. Все мы дружные ребята Никого не обижаем. Как заботиться, мы знаем. Никого в беде не бросим. Не отнимем, а попросим. Пусть всем будет хорошо, будет радостно, светло!